Grinevich » 05 дек 2014, 13:27
Анализ существующих законов РФ в разрезе нашего с Вами хобби.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены.
Редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п.
Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которе попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.
Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.
Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном.
Раздел 52 Федеральных Правил: 52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.
При этом надо отметить, что использование в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 3050 метров и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства.
Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой:
• сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
• государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
• сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
• подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
• разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах. А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.
Статья 11.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации предусматривает За нарушение федеральных правил пользователем воздушного пространства:
- частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей
- должностное лицо: штраф от 25 до 30 тысяч рублей
- юридическое лицо: штраф от 250 до 300 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней)
Статья 11.4 ч. 2 За нарушение воздушного пространства:
- частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей
- должностное лицо: штраф от 30 до 50 тысяч рублей
- юридическое лицо: штраф от 300 до 500 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней)
В нашем случае это ч.2, так как мы не являемся законным пользователем воздушного пространства, при этом нарушаем его.
Уголовная ответственность наступает только в том случае, если полеты воздушного судна без разрешения привели к гибели одного или нескольких людей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно.
2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим и юридическим лицам вне помещений запрещены
3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной.