В истории авиамодельного спорта СССР и России есть немало светлых и тёмных пятен, загадок, курьёзов, открытий и откровений.
Чего только стоит появление клона итальянского «Супер Тигра» - «Метеора», хотя есть и самобытные экземпляры Бориса Николаевича Красноруцкого под названием «РИТМ». Да и скоростной «ЦСТКАМ» - точная, но некачественная копия известного брэнда «Росси». А Ивановская «ТАЛКА» или её старший брат «ЦИКЛОН» всё равно останутся в памяти моделистов тех лет пародиями на «БИ» (Бориса Ищенко) грамотного механика Бориса Алексеевича Киселёва.
До 1980 года практически в каждой «моделке» делали свои оригинальные силовые установки. Казань (Равиль Ибрагимов), Ленинград (Александр Гиевский и Михаил Чубриков), Москва (Алексей Творогов, Михаил Журавлёв), Свердловск (Олег и Владимир Дорошенко, Олег Титов, Николай Ничеухин), Московская область (Владимир Гусев) и т.д.
С появлением Ленинградского «КМД» авиамодельная Жизнь в стране закипела и забурлила с новой силой. Этот микродвигатель стал для многих надёжной платформой и базой для тюнинга, поиска и доработок незнающих совершенства.
Всех упомнить не могу, но были курьёзы, когда пилот и механик строили разом два очень похожих, но отличающихся друг от друга двигателя : «ЛС» (Логвинов Сергей), «БД» Батраков Дмитрий.
Выделялись Белорусские «ЗОРРО» Игоря и Иван Иваныча Жолнеркевича, прибалтийские моторы (Гинтараса Кошубы и Сергея Креня), Украинско-Молдавские «СТАРы», Запорожские «ЗАЛПы».
Когда в начале 90-х годов появился Ленинградский «АэроКомпьютер» (Александр Гиевский), то многие «бойцы» искренне обрадовались этому доступному и достаточно качественному микродвигателю. Но с вводом в серийное производство резко упало качество, что привело к уменьшению спроса на изделие.
Я не берусь анализировать и сопоставлять отечественное моторостроение более раннего периода, но приблизительно с 1992 года все производители техники пришли к единому знаменателю и схожим внешним и конструктивным параметрам двигателей для «Воздушного боя». Обмен опытом доходил до полного откровения и игнорирования всех тайн и секретов металловедения, термообработки, хромирования, подбора подшипников, геометрии гильзы и поршня, и т.д.
В этот период времени лидерами и фаворитами несомненно были следующие «школы» моторостроения: Уральская (моторы «Козёл», «БАКС», «ДЕМОН» и др.), Ленинградская (мотор «РЕПА»), Московская (мотор «АКМ» и «Б.Г.»), Новосибирская (мотор «БУРАН» и «ЦИКЛОН») и т.д. Причём талантливые Вадим Арифов и Сергей Мальков ни коим образом не конкурировали с творениями Александра Николаевича Калмыкова.
Именно «Козёл» (конструктор Михаил Чикунов г. Екатеринбург) стал основой для подражания и копирования. Его брат-близнец «ДЕМОН» ( или «КОЗИЧ») конструкции Сергея Козича (г. Златоуст) практически ни в чём не уступал оригиналу. Зато совместный проект «БАКС» (Бондаренко Александр и Козич Сергей) имел небольшие отличия в конструкции задней стенки.
Украинский микродвигатель «ФОРА» - 2,5 см/куб.(Сергея Узких и Вадима Савенко) для «Воздушного боя» - это модифицированный и грамотно доработанный «Козёл».
И наверное не случайно Сергей Узких сумел воплотить в своём уникальном творении всё самое лучшее и передовое, что накопила история за всю свою авиамодельную и моторостроительную Бытность.
Особенно приятно, что в отличии от других известных производителей Команда «ФОРА» не стоит на месте, а постоянно совершенствует как элементную, так и технолого-конструктивную базу, постоянно находясь в поиске лучшего, внимательно прислушиваясь к критическим замечаниям тех, кто регулярно использует эту уникальную и надёжную технику.
Максим Тимохин