Интересная статейка про 3D пилотаж.

Вопросы и ответы, конструктивные особенности авиамоделей

Модератор: papaalex

Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение Леха » 14 янв 2011, 10:51

Чкалову не по зубам: 3D-пилотаж

На шоу 3D-пилотажа зрители замирают в остолбенении, не решаясь поверить своим глазам. Цель мастеров, пилотирующих радиоуправляемые модели, продемонстрировать в воздухе такие фигуры, которые физически не способен исполнить настоящий самолет

О том, что такое 3D-пилотаж, мы узнали, побывав на Propeller 3D Show– большом авиамодельном празднике, организованном хобби-клубом «Пропеллер» на территории подмосковного отеля Foresta Tropicana Hotel. Свое мастерство в необычном виде спорта демонстрировали лучшие российские пилоты и именитые гости из Прибалтики. К примеру, перечисление всех спортивных достижений Донатаса Паузуолиса, чемпиона мира по артистической аэробатике и многократного чемпиона европейских соревнований, заняло бы минимум страницу текста.

Самое простое и емкое определение 3D-пилотажа звучит так: это фигуры, которые физически не способен выполнить настоящий самолет. Примером таких трюков могут служить полеты на минимальной скорости и зависания (когда самолет фактически начинает работать как вертолет), плоский штопор, который для большинства больших самолетов смертельно опасен.

В самом названии 3D-пилотажа скрывается причина его невероятной сложности. Большинство базовых элементов классического пилотажа предполагает управление в одной плоскости: «мертвая петля» – управление по тангажу, «бочка» – по крену. В 3D-пилотаже практически каждый элемент требует непрерывной независимой работы всех управляющих плоскостей. Некоторые секреты 3D-искусства для нас раскрыли пилоты хобби-клуба «Пропеллер» Евгений Прокофьев и Виталий Шпаков.

Четверной тулуп

В авиамодельном мире существует негласное противостояние приверженцев классического и 3D-пилотажа. Все элементы классического пилотажа модели унаследовали от своих больших прототипов. Вместе с ними из большой авиации в моделизм перешло особое отношение к делу, в основе которого лежит строгая дисциплина. Соревнования в классическом пилотаже строго формализованы. Перед выступлением пилот получает лист-задание. В нем перечислены элементы, которые ему предстоит выполнить. Судьи оценивают выступление по выработанным годами критериям, главный из которых – точность выполнения фигур.

«Разница между классическим пилотажем и 3D – как между конькобежным спортом и фигурным катанием,– говорит Евгений Прокофьев.– В 3D большое значение имеют артистизм пилота и зрелищность программы. Разумеется, необходимым требованием по-прежнему остается точность выполнения элементов».

Выступления 3D-пилотов проходят под музыку и длятся две или четыре минуты. Спортсмен демонстрирует настоящий танец в воздухе, зачастую со сложным музыкальным сюжетом. Бригада из четырех судей оценивает шоу по нескольким критериям: это использование зоны (пилот должен полностью использовать всю зону полетов, но не выйти за ее пределы), гармония с музыкой (3D-спортсмену жизненно необходимо чувство ритма), точность выполнения фигур, из которых состоит танец, и общее впечатление, артистизм. Оценки судей во многом субъективны, а во главу угла ставится шоу, способность удивить зрителей. Недаром в качестве вспомогательных выразительных средств спортсмены нередко устанавливают на свою технику дымовые шашки и фейерверки.

Пилоты из классического пилотажа почему-то редко интересуются 3D. Возможно, они считают его несерьезным позерством. Может быть, дело в том, что в 3D-пилотаже зачастую не с кем и негде соревноваться. К примеру, в России в год проходит пять-шесть соревнований по классическому пилотажу и ни одного по 3D. Однако есть и еще один нюанс. «Научиться делать ‘мертвую петлю‘ или ‘бочку‘ вы можете за пару вечеров. Учиться делать эти элементы чисто можно несколько лет, – объясняет Евгений. – В 3D-пилотаже элементы намного сложнее. Вы не сможете научиться делать ‘висение‘ плохо, а затем оттачивать свое мастерство. Пройдут годы, прежде чем вы впервые сможете «повиснуть».

Самолет и вертолет

3D-пилотаж – это весьма специфический вид полетов, и он требует специальной техники. Отличительная особенность самолета для 3D– большая площадь управляющих поверхностей. Элероны, рули высоты и направления могут занимать до 50% поверхности крыла, стабилизатора и киля. Прежде всего это позволяет выполнять резкие маневры на скорости. От пилота требуется особая точность и плавность управления, чтобы совладать с таким аппаратом.

Однако основное назначение больших рулей – вовсе не резкие маневры. Значительная часть 3D-фигур выполняется на малой скорости, когда крыло не обдувается набегающим потоком воздуха. В этих режимах и подъемная сила, и управление осуществляется благодаря обдуву винтом. Воздушный поток от винта намного слабее традиционного «ветра в лицо» на скорости, поэтому для управления в таких условиях требуются большие рулевые поверхности.

Раз самолету приходится превращаться в вертолет, к нему предъявляются повышенные требования с точки зрения энерговооруженности. Входным билетом считается соотношение 2:1, то есть тяга двигателя должна вдвое превышать вес аппарата. Рекомендуется использовать пропеллер большего диаметра с меньшим шагом – так крылья и рули будут обдуваться на большей площади.

Как стать трехмерным

Современные авиамоделисты совершают свой первый шаг в небо в виртуальном пространстве. Компьютерный симулятор, управляемый пультом от настоящей модели, позволяет привыкнуть к органам управления без опасения разбить дорогостоящий самолет. Главная задача пилота на этом этапе – научиться управлять самолетом, глядя на него с любой стороны.

Освоиться с управлением в виртуальном мире можно всего за пару недель. Если вы делаете десять посадок из десяти – можете выходить на поле с пенопластовой моделью. Такие самолеты имеют размах крыла до одного метра. Их главное преимущество – ремонтопригодность. Сломавшуюся консоль из пенопласта можно подклеить прямо на поле.

На пенопласте пилоты летают от месяца до полугода. На этом этапе они вырабатывают не столько мастерство управления, сколько уверенность в себе. Следующим приобретением становится красивый самолет из бальсы с размахом крыла 1,2–1,5 м.

При кажущейся малозначительности этих цифр каждые лишние 10 см значительно влияют на вес и поведение модели. Со временем пилот обнаруживает, что управлять большими и тяжелыми моделями проще, чем маленькими тренировочными. Такая машина ведет себя стабильнее, менее остро реагирует на ветер, летает медленнее и дает больше времени для точного управления. Весь процесс обучения пилота направлен на борьбу со страхом. Проходит пара лет, прежде чем он решится поднять ввоздух большую и дорогую модель.

«Бывают редкие случаи, когда пилот сразу покупает большую дорогую модель и тренируется с тренером на сдвоенном управлении, – рассказывает Виталий Шпаков. – Два пульта соединяются, и тренер может в любой момент взять управление на себя. Преодолев страх, человек буквально за полгода становится уверенным пилотом, способным самостоятельно управлять большим самолетом».

Спорт – совсем другая история. Чтобы называться спортсменом, побеждать, летать в 3d, пилот должен регулярно тренироваться. Профессионалы летают ежедневно по два раза – скажем, по часу до работы и после. Это настоящие фанаты авиамодельного спорта, и ежедневные занятия им только в удовольствие.

Ноябрь 2010 | Автор: Сергей Апресов
сайт Популярная механика http://www.popmech.ru/
Аватара пользователя
Леха
 
Сообщения: 866
Зарегистрирован: 29 авг 2007, 12:11
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение LehaBarnaul » 14 янв 2011, 13:37

летает медленнее и дает больше времени для точного управления.

Совершенно неправы.
Просто из-за большого размера так кажется.
Аватара пользователя
LehaBarnaul
 
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 18 окт 2010, 14:08
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 209 раз.
Поблагодарили: 28 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение nikromant » 14 янв 2011, 17:43

Прочитал статейку и решил задать имя Донатаса Паузуолиса в поисковике. И вот, что нашел http://rutube.ru/tracks/2396350.html?v= ... eb7ccb2658
Аватара пользователя
nikromant
 
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 09 сен 2009, 14:47
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение Леха » 15 янв 2011, 09:08

LehaBarnaul писал(а):
летает медленнее и дает больше времени для точного управления.

Совершенно неправы.
Просто из-за большого размера так кажется.


Нет, ну верно же то, что большой самолет летит лучше!

nikromant писал(а):Прочитал статейку и решил задать имя Донатаса Паузуолиса в поисковике.


Да, парень отжигает! Мне правда больше нравятся его полеты на больших самолетах.
Аватара пользователя
Леха
 
Сообщения: 866
Зарегистрирован: 29 авг 2007, 12:11
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение LehaBarnaul » 18 янв 2011, 07:04

Нет, ну верно же то, что большой самолет летит лучше!

Вне всякого сомнения.
Аватара пользователя
LehaBarnaul
 
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 18 окт 2010, 14:08
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 209 раз.
Поблагодарили: 28 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение Леха » 18 янв 2011, 07:48

Значит получается, чем больше самолет, тем летать на нем легче :du_ma_et:
Аватара пользователя
Леха
 
Сообщения: 866
Зарегистрирован: 29 авг 2007, 12:11
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение LehaBarnaul » 20 янв 2011, 20:14

Легче, но
Определяющим является психологический фактор.
К хорошему быстро привыкаешь.
Аватара пользователя
LehaBarnaul
 
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 18 окт 2010, 14:08
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 209 раз.
Поблагодарили: 28 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение Вячеслав27 » 21 май 2011, 12:51

Всем здравствуйте. Вот хотелось бы узнать, как правильно выполняются фигуры высшего пилотажа. Особенно интересен 3-D пилотаж конечно. Во всем есть свои особенности и их бы хотелось знать. Есть очень красивые фигуры, а как выполнить то не знаю. Подскажите пожалуйста.
Вячеслав27
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 21 май 2011, 12:45
Откуда: Хабаровск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение Evgen » 21 май 2011, 13:12

Уж слишком обширным вопрос получился. Даже не знаю, что и сказать. Существует классический и так называемый 3D пилотаж, для выполнение которых нужны специально заточенные модели и техника пилотирования.
Может конкретно что-то интересует?
Аватара пользователя
Evgen
Администратор
 
Сообщения: 2088
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 20:14
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 236 раз.
Поблагодарили: 433 раз.

Re: Интересная статейка про 3D пилотаж.

Сообщение Вячеслав27 » 21 май 2011, 14:19

Уж слишком обширным вопрос получился. Даже не знаю, что и сказать. Существует классический и так называемый 3D пилотаж, для выполнение которых нужны специально заточенные модели и техника пилотирования.
Может конкретно что-то интересует?


Я не знаю как тогда правильно поставить вопрос. Ну вот к примеру есть так называемая фигура высшего пилотажа харриер, или когда самолет висит в воздухе как вертолет, ну или рулоны(когда летишь в горизонтальном полете и делаешь бочки постоянно, не меняя высоты, по кругу). Какие действия нужно совершать, чтобы правильно выполнить эти фигуры? Техника пилотирования. Если это то о чем я думаю, то конечно же интересует техника пилотирования.
Вячеслав27
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 21 май 2011, 12:45
Откуда: Хабаровск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

Вернуться в Модели

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 111


cron