Привет всем.
Тема "Самики форумчан" что-то совсем не развивается с 2010 г., поэтому открыл тему здесь.
Хочу поделиться опытом с теми, кто любит строить самолеты собственной конструкции. Свой самик назвал «Универсал». Название само пришло в голову, так как на него устанавливал три крыла от других самолетов. Внешний вид взят у зарубежного аналога Axon.
После очередного повреждения фюзеляжа модели с тянущим винтом, решил не восстанавливать, а сделать новый, но с толкающим винтом. Крыло уцелело, оставил для нового самолета.
Взлетная полоса у меня крайне плохая. Много деревьев и кустарников. Запускаю с рук с посадкой в траву. Надоело ломать винты. Решил, что лучшим вариантом будет модель с толкающим винтом.
Кроме того, на этой модели для эксперимента решил поставить дополнительное крылышко с ролью закрылок. При настройках предыдущего самика, не мог найти компромисс. При полете по ветру, а также в штиль он быстро терял высоту (пикировал) даже на 2/3 газа. После увеличения угла установки крыла по отношению к стабилизатору, а также уменьшения выкоса двигателя вниз, самолет нормально летел и в штиль, и по ветру, но кабрировал при полете на небольшой ветерок. А при увеличении газа опрокидывался.
Вот, с этой целью и поставил дополнительное крылышко с «закрылками». Чтобы при полете на ветер снижать подъемную силу, а при взлете, посадке и при полетах по ветру – увеличивать.
Чтобы не повторял очертание дополнительного крылышка, стабилизатор сделал небольшим, двух ярусным. Рудер небольшой, посередине.
Хочу отметить, что при изготовлении модели сначала определяюсь с оборудованием, которое будет установлено (и где конкретно), а потом уже строю самолет. Но не наоборот – построил, а потом мучают вопросы, где и как установить аппаратуру. Приходится что-то переделывать.
Поскольку передняя часть имеет заострение и будет воспринимать посадку на себя, особое внимание было уделено его усилению.
Полеты.
В воздухе самолет смотрелся оригинально из-за своей нестандартной конструкции.
Подходили и спрашивали: «У вас что это, беспилотник?»
Почему «беспилотник», мне не понятно. Вероятно, раз не понятно вид, значит беспилотник.
А вот «летал» он крайне хреново. Летал сам по себе, а я с трудом пытался направить туда, куда мне нужно. Хотя со стороны, вероятно, казалось, что все нормально. Погода была хорошей. Ветер от штиля до 3 метров/сек. Но. Повороты элеронами влево он вообще не выполнял, лишь с большим радиусом от рудера. Следующий день был более ветреным, а полет еще хуже. Уносило ветром после разворота и набора высоты. Через 150 метров пришлось посадить.
Техническую ошибку искал долго, но нашел. Очень мало информации о том, какое должно быть хвостовое оперение при толкающем винте, где и на каком расстоянии располагаться от мотора.
У планера «Стремительный», «Бикслера», «Скай Воккера» двигатель расположен на пилоне, выше плоскости крыла. Чтобы компенсировать пикирующий момент, там сделан приличный выкос двигателя так, чтобы направление тяги (толкания) было ниже ЦТ.
У меня двигатель стоит чуть ниже плоскости крыла, что дало возможность не делать выкос.
Но при этом хвостовое оперение попало под мощный поток завихрений, созданный двигателем (у названных аппаратов, он направлен выше киля и стаба). А у меня не стаб, а квадратная труба. Вот и результат.
Очень не хотелось портить конструкцию и разносить рудеры в стороны. Все же решил поставить по краям стаба. Лучше уж не красиво, в надежде на результат.
Ждал худшего, чтобы признать схему не рабочей. Но ошибся. Не скажу отлично, но на четверочку он стал летать, и не ломается даже при жестких посадках.
Крылышко работает эффективно. То есть результат чувствуется сразу. На ветер не кабрирует, по ветру не штопорит. Угол отклонения руля пропорциональный и устанавливается вручную потенциометром на передатчике.
Общая оценка.
Сделать модель, летающую в ветреную погоду, не получилось. Несмотря на то, что он весит 1500 граммов (включая аккумулятор 3,2А/час – 350 грамм, движок 110 граммов), размах крыла 1400 мм нагрузка на крыло ~ 40 гр/дм2, не держит ветер более 3-5 метров/сек. Думаю, мотор слабоват (Turnigy SK3 3536 1400 kv, 510W).